+7 (351)
750-24-34
Челябинск,
ул. Володарского 9а
посмотреть на карте
  • Главная
  • Новости
  • Интервью Елены Жерновой на радио «Южный Урал». Журналист Андрей Мухамадеев.

Новости

12 октября 2021

Интервью Елены Жерновой на радио «Южный Урал». Журналист Андрей Мухамадеев.

Как учатся дети с расстройствами аутистического спектра? Что полезного и нужного можно почерпнуть у методик обучения детей с ментальными особенностями для любого ребенка?

Об этом и многом другом директор Центра помощи детям с ментальными особенностями «Звездный дождь».

А.М. - Вы занимаетесь с детьми с расстройствами аутистического спектра, как соотносится ваша программа с учебным планом обычных школ? Вы их дополняете, адаптируете, либо готовите своих воспитанников к тому, чтобы они взаимодействовали в среде стандартного класса.

Е.Ж. - Вы обозначили весь спектр нашей работы. Есть ребята с ментальными особенностями, которым трудно находиться в среде сверстников и общаться. И тогда их нужно научить, как взаимодействовать со сверстниками, какие вопросы можно задавать, как строить общение, это одна из главных задач работы нашего центра.

Есть ребята достаточно смышленые, но у них трудности с другим – с учебными задачами. Они не могут работать в группе, у них слабо развито поведение слушателя, они не понимают учебную задачу. Они могут читать и считать, но только когда хотят, независимо от просьбы учителя и плана урока. Тогда эти ребята учатся у нас сидеть за партами, выходить к доске, работать в группе. Например, когда учитель задает примеры и их нужно решать в данный момент.

В этом году в нашем подходе к обучению есть изменения. Мы всегда учили именно учиться в большей степени, а теперь озадачились и программным содержанием. Например, взяли обычные школьные программы: школа России, 1 класс и программу детского сада. И теперь даже невербальные дети, которые не говорят, будут учиться по этим программам. Наши специалисты адаптируют этот учебный материал к возможностям детей с ментальными особенностями.

А.М. - Я вас правильно понимаю, цель чтобы ваши подопечные могли освоить программу ту же, что и их обычные ровесники в обычных учебных заведениях?

Е.Ж. – На самом деле задачи у нас немного шире. С одной стороны научить конкретного ребенка. Но еще одна сторона деятельности «Звездного дождя» - разработка методических рекомендаций для специалистов школ, в которые придут ребята с аутизмом.
Вот смотрите, есть же у нас желтые круги на дверях в учреждениях или таблички написанные шрифтом Брайля. Для людей, которые не могут видеть, таким образом создается структурированное пространство, где они могут понимать как действовать, куда идти и т.д. Дело в том, что для ребят с аутизмом тоже есть некий минимум образовательной среды, в результате которого они смогут усваивать общеобразовательную программу.

А.М. - А что говорят современные научный и педагогический опыт о детях с аутизмом? В результате обучения они смогут выйти на полноценное общение или им в течение всей жизни будет требоваться специфическая среда?

Е. Ж. - Дети с аутизмом настолько разные и настолько индивидуальные, что мы не можем утверждать, что если у ребенка есть диагноз аутизм, то ему придется быть все время в специальных условиях. Если смотреть шире, то разве обычным людям не нужен человек, который подскажет, как лучше поступить в той или иной ситуации.

В обычной жизни, чтобы понять, как действовать в той или иной ситуации, люди обращаются к друзьям, родственникам, кто-то ходит к психологу. Если у ребят с аутизмом будут некие кураторы случая, которые будут помогать разобрать какую-то конкретную ситуацию, это значительно облегчит жизнь особенного ребенка. Например, когда тебя не понимают одноклассники.

Моя идея заключается в том, что дети с аутизмом помогут поменять систему образования. Потому что если мы научимся строить маршрут для детей с аутизмом, то остальным детям, которые на самом деле тоже в этом нуждаются, будет значительно легче учиться и адаптироваться в коллективе. Индивидуальный подход нужен всем.

А.М. - Требования последнего времени - не изолировать особенных детей, а социализировать и пытаться встроить их в обычную жизнь. Не создавать спецшколы, а научить их учится в обычной школе. Ваши программы могут подтолкнуть к этому?

Е.Ж. - Да, они рассчитаны на эту задачу. Но я против того, чтобы убрать коррекционные школы. Школы должны быть разные, нужно выбирать по силам, по возможностям, по комфорту ребенка. Согласитесь, даже не каждый обычный ребенок может учиться в общеобразовательной школе.

Утверждение, что если аутизм, то нужна только общеобразовательная или только коррекционная школа, не выдерживает критики. Это всегда очень по-разному и мы должны быть к этому готовы. И помогать ребенку нужно не исходя из диагноза, а исходя из тех задач, которые нужно решить.

А.М - А общеобразовательные школы готовы к таким изменениям? Готовы принимать широкий спектр учеников, в том числе детей с аутизмом?

Е.Ж. - Если говорить про готовность человеческую, думаю, что да. Но специалисты школ и детских садов нуждаются в эффективных инструментах взаимодействия с нашими детьми. Аутизм это все-таки особенность развития, мозг человека с аутизмом по-другому обрабатывает информацию. Поэтому нужно знать элементарные правила, как, например, со слабовидящими. Никто не будет предлагать им картинки или буквы, мы будем предлагать шрифт Брайля. То же самое для людей с аутизмом должно быть структурированное пространство, задачи, представленные визуально, а не только на словах. И зная принципы обучения детей с аутизмом, педагоги общеобразовательных школ будут готовы заниматься с особенными детьми.

А. М. - Вы можете способствовать тому, чтобы эти методики входили в современную педагогическую жизнь?

Е. Ж. - Мы искренне хотим этого. У специалистов «Звездного дождя» накоплен уникальный именно практический опыт работы с детьми с аутизмом. Например, мы разработали технологию рассказа по картинке для невербального ребенка. Рассказывание по картине есть в программе любой школы, помните самое известное задание – рассказ по картине «Грачи прилетели»? Если ребенок невербальный, он лишается возможности делать это задание. А у нас есть методика, которая дает возможность невербальному ребенку составить рассказ. Это помогает детям развиваться, приобрести дополнительные интеллектуальные навыки.

В данный момент школа «Звездного дождя» может принять 16 учеников. Когда после капитального ремонта, откроется наш центр на ул. Горького, 28, мы сможем обучать 40 человек. Но я знаю, что в Челябинской области больше 7 000 детей с аутизмом нуждаются в помощи. Наша организация не сможет всех взять на обучение, поэтому необходимо сделать так, чтобы возможность занимать по программам с доказанной эффективностью была у детей и родителей в шаговой доступности. Без разницы, где живет ребенок – в Бредах, Чебаркуле или Миассе, даже в каждом районе Челябинска, должна быть такая возможность.

Поэтому мы хотим передать эффективные инструменты обучения государственным школам. Если у педагогов будут современные эффективные инструменты обучения детей с аутизмом, то нетрудно будет помочь всем нуждающимся.

А.М. - Тем более, что такой разветвленной системы площадок, как у общеобразовательных учебных заведений, нет. Получается, обучение педагогов в государственных школах и детских садах - самый простой и эффективный путь.

Е.Ж. - Конечно! Просто педагогам нужно передать технологии, ведь в школах работают в большинстве своем талантливые люди и, насколько я знаю, они готовы принимать наш опыт и инструменты.

А.М - Ваша деятельность находится на стыке педагогики и психологии. Есть ли сегодня специалисты, которые отвечают всем междисциплинарным стандартам? Насколько сложно найти таких специалистов?

Е.Ж - На мой взгляд, здесь нужны специалисты в каждой области, и должно быть межведомственное регулирование. Каждый должен профессионально делать свою работу. Если мы говорим, например, про диагностику аутизма, то кроме психиатра ее не может делать никто. И если это сделано качественно, на раннем этапе, эта информация доведена до родителя и родителю показан маршрут, как он может идти со своим ребенком – это гарантия дальнейшей правильной реабилитации.

Необходимо создавать центры ранней интенсивной помощи, разрабатывать маршрут, который ведет в детские сады, там детей должны встретить специалисты-дошкольники, которые понимают, как работать с ребятами с аутизмом, потом школа. Нужна бесперебойная преемственность.

Мой опыт работы в дошкольном и школьном образовании и вообще в сфере детства, с 1992 года, говорит, что межведомственное взаимодействие – это самое трудное. Если же вернуться к вопросу о специалистах «на все руки», на самом деле нет такого человека, который бы умел все. Однако есть исключения из этого правила. Например, на сегодняшний день, нашим детям необходимы профессиональные кураторы случая. Это люди, которые помогают объединить родителю медицину, образование и социальную помощь в интересах ребенка.

А.М. - Как ваш центр набирает команду специалистов?

Е. Ж. - Дело в том, что мы сами учим педагогов. Кроме того мы много даем практики в летних выездных программах «Отдых без родителей». И все же в этом году нам не хватает трех человек. Коллектив молодой, кто-то переехал, кто-то вышел замуж, ведь коллектив молодой и мобильный.

Сейчас оперативно подбираем и готовим. Кадры – это золотой фонд любого общеобразовательного учреждения. Если у вас есть умные, творческие, умеющие думать, не боящиеся работы специалисты, то вашему коллективу все по плечу.

А.М. - В этом году вы выиграли крупный президентский грант, какие направления в связи с этим добавятся в работе «Звездного дождя»?

Е. Ж. – Да, мы в связи с этим добавляем в свою деятельность еще одно серьезное направление. Служба ранней интенсивной помощи теперь трансформируется в работу с детскими садами. Те наши воспитанники, которые прошли у нас обучение, идут в обычные детские сады. И мы в течение года планируем для них разработать три маршрута.

Первый – когда ребенок с аутизмом поступает в обычную группу детского сада, где 30-35 человек. В этот маршрут будет включен перечень инструментов, руководство для воспитателя, и это поможет ребенку с аутизмом стать успешным в общеобразовательной группе.
Мы точно знаем, что дополнительное образование педагога помогает не только детям с аутизмом, но и благотворно влияете на всех детей в группе.

Второй маршрут – ребенок с аутизмом в коррекционной группе, в которой могут быть дети с аутизмом, синдромом Дауна или умственной отсталостью.

Третий - комбинированная группа, когда в одной групповой ячейке находятся две группы – это пять ребят с аутизмом и 15 нормотипичных ребят. Мы уже начали разработку этих важных маршрутов для наших подопечных.

А.М. – А как ваши воспитанники отметили 1 сентября? Празднование отличалось от обычных школьных линеек?

Е.Ж - Наша особенность в том, что в этом году мы провели семейный праздник на площадке строящегося нового центра «Звездного дождя». Наши воспитанники вместе с семьями весело провели время, стреляли из лука, пускали мыльные пузыри, танцевали на дискотеке и угощались пирожными, пловом. Мы даже провели фестиваль шарлотки, а заодно водили всех желающих на экскурсии по центру: показывали, что сделано за строительный сезон.

А.М. - У вас всегда присутствует семейный аспект?

Е. Ж. - Конечно! У нас даже был такой фотопроект «Главное для ребенка – это семья». Семья – это те, кто окружает и дает силы. Мы вообще не берем ребенка отдельно от семьи, от его братьев и сестер, мамы и папы, бабушек и дедушек. Потому что мы за социализацию ребенка.
Ребенок с аутизмом не машина. Сдал в ремонт, там его наладили, потом забрал машинку и ездишь. Поэтому в нашей школе на занятиях много говорим о семье и взаимодействии внутри семьи.

А. М. - Помимо программ обучения детей, вы проводите курсы для родителей, специалистов, студентов. Вы их тоже в сентябре усадили за парты?

Е.В. - Нет, за партами они не сидят. К кому-то пойдем, например, в ЧелГУ к студентам. Также будем приходить с практическими занятиями в детские сады, а родители будут приходить к нам.
Парт у нас нет, ведь это практико ориентированная учеба. Мы не читаем лекции, мы показываем в основном как быть в той или иной ситуации, как работать с тем или иным поведением,

А.М. - Если родитель столкнулся с такой проблемой, как аутизм у ребенка, чаще всего он даже не знает к кому обратиться. По правильному развитию ребенка с аутизмом мало специалистов. Как вас найти? И есть ли такие методики, которые развивают ребенка на первых этапах жизни?

Е. Ж. - Ранняя помощь – это основа основ. И очень важно дать родителям информацию о том, что есть методики, написанные на сайте фонда «Выход» - практики с доказанной эффективностью. Если специалист предлагает одну из этих практик, смело доверяйте им. Их эффективность доказана серьезными научными коллективами.
Если вам предлагают метод реабилитации, который не входит в этот перечень, будьте осторожны. Сейчас много мошенников, которые обещают вылечить ребенка, как правило, в обмен на серьезные денежные суммы.

На самом деле все, что касается методических клинических рекомендаций, пока эффективна психолого- педагогическая коррекция. Больше, нежели медикаментозное медицинское лечение. Я надеюсь, что наука будет идти вперед, и мы поймем, появится некий медицинский анализ, который может подтверждать или опровергать наличие аутизма. Но на данный момент все очень субъективно и уходить, например, в большие дозы ноотропов, не рекомендуется. Я знаю случаи, когда детям делают в один день по 12 уколов, это довольно сомнительное лечение.

Я понимаю родителей, я их нисколько не осуждаю, но будьте осторожны. В то же время государство тратит много усилий, чтобы помогать детям с аутизмом, но пока эффективность использования этих средств крайне мала.

А. М - После открытия нового центра «Звездного дождя» у вас будет не 16, а 40 мест для детей. Но, ведь для многих важна возможность не отдать к вам ребенка, а получить квалифицированную консультацию. Можно ли к кому-то обратиться в вашем центре за такой помощью?

Е. Ж. - Конечно, мне, пишут, встречаемся, разговариваем…
Но знаете в чем парадокс? Когда центр говорит, что стоимость консультации – несколько тысяч рублей и лечение стоит, допустим, 150 тыс. рублей, родители почему-то охотнее на это соглашаются.
Я всегда говорю о том, что мои консультации бесплатные, и я общаюсь со всеми бесплатно. Некоторых людей это как-то настораживает. А когда я говорю вам нужно работать самим и разобраться в проблеме, то это тоже создает некоторые трудности для родителей.

Я понимаю, это непросто, разобраться в методиках обучения детей с аутизмом обычному человеку бывает крайне сложно. Поэтому есть программа «Ранняя пташка», еще мы приглашаем родителей на обучающие семинары, записаться можно, например, в группе в Вконтакте.

Когда с твоим ребенком работают 30 минут три раза в неделю, этого все же мало. А родители могут работать со своим ребенком ежедневно и все время, пока с ним находятся. В любом случае нужно заниматься с ребенком самим, а мы поможем!

 

Общее фото

« к списку новостей

ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
Подписаться на наши новости