ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ С БРАТЬЯМИ И СЕСТРАМИ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ
История появления программы
Впервые о подобной программе специалисты «Звездного дождя» узнали в 2015 году на стажировке в лагере «Восходящего солнца» в Альбукерке, Нью-Мексико, США.
Эпизодическое наблюдения работы в лагере в США, изучение англоязычной литературы, собственные знания психологии и возрастной педагогики – все это стало основой для работы с братьями и сестрами наших особых подопечных.
Актуальность программы
Как правило, специалисты сосредотачиваются лишь на родителях, когда говорят о помощи семьям, в которой растет особый ребенок, не уделяя должного внимания его братьям и сестрам. При этом братья и сестры детей с особенностями развития испытывают широкий ряд трудностей: чувство вины, чувство обиды, ревность, чувство стыда, внешнюю и внутреннюю агрессию, испытывают не всегда посильное чувство ответственности, насмешки и непонимание со стороны сверстников и т.д.
Мы уверены, что изменить внутрисемейный климат в семье особых детей можно будет только тогда, когда в понятие «семья» будут включены не только родители ребенка с особенностями развития, но и его братья и сестры
Содержание программы
Работа идет в двух форматах.
Занятия в программах зимнего и летнего отдыха без родителей, которые мы реализуем, а также занятия в Центре в течение учебного года. Каждый из этих форматов имеет свои особенности и тонкости.
Занятия в Центре направлены на оказание психолого- педагогической поддержки, которая способствует принятию диагноза особого брата или сестры, а также ребятам даются практические инструменты того, как справляться со своими эмоциями и переживаниями. Но это не все.
"У ребят в течение года есть возможность придумывать собственные проекты, связанные с деятельностью "Звездного дождя", и воплощать их в жизнь. Идей — очень много. Далеко не все из них берутся в разработку, некоторые проекты так и остаются на стадии обсуждения. Какие-то, в силу разных обстоятельств, застревают на пол пути, но это — наш совместный ос ребятами опыт, который мы переживаем и принимаем для себя", - отмечает специалист по работе с сиблингами Павел Лихобабенко.
Один из проектов, который ребята реализовали в 2019-2020 учебном году в полном объеме - это "ПОЧТА" . В нее выключились все! Сотрудники, особые ребят и нормотипичные. Почта - это возможность отправлять и получать послания, письма, наклейки, сюрпризы, открытки, вкусняшки и многое другое. Ребята радовались каждому письму, ждали их и гордились ими!
«За время реализации проектов, да и вообще за все время нашего общения, ведь иногда мы можем просто пить чай с мармеладками, мы с ребятами неоднократно обсуждали и разбирали практики с доказанной эффективностью, которыми мы руководствовались в нашей работе, говорили о людях с особенностями и отношению к ним в нашем обществе. Ребята делились своим собственным опытом. Также ребята научились самостоятельно составлять социальные истории, что конечно же стало для них полезным инструментом", - добавляет Павел.
Результатом общения, понимания и принятия людей с особенностями у ребят стал совместно созданный мультфильм. История о лягушонке Ажажабе и его братике Синей Лапке. Сценарий, рисунки, монтаж и озвучку, ребята полностью сделали сами. Данный мультфильм вы можете посмотреть по ссылке ниже.
В программах отдыха без родителей все проходит очень интенсивно. Ведь там всего пять-шесть дней! Или же целых пять-шесть дней. Важный момент, что норматипичные ребята в программах отдыха «Звездного дождя» — не помощники! Они приезжают отдохнуть. Ситуация такова, что в наших программах они в меньшинстве. И мы хотим поменять их позицию с помощника на партнера своему особому брату или сестре. Ребята получают не только знания о практиках с доказанной эффективностью, они могут задать наставнику вопросы о поведении, о диагнозе своего брата или сестры, узнать, как быть эффективным во взаимодействии с ним.